Авторынок Украины. Покупка, продажа новых и подержанных автомобилей, мотоциклов, грузовиков, микроавтобусов и спецтехники.

9377 легковых   1161  грузовых   433 новых автомобилей  в продаже

 

Предложения автосалонов

Поиск легковых автомобилей

Поиск грузовика

Продать легковой автомобиль

Продать грузовик

Советы по эксплуатации

ПДД, законы

МРЭО, ГАИ

Автомир

АвтоУкраина

Тест-драйвы

Пресс-релизы

Фотогалерея

Ссылки

Помощь

Контакты

Rambler's Top100

АВТОСАЛОНЫ

АВТОМАГАЗИНЫ

СТО

ОПТ

КРЕДИТОВАНИЕ

СТРАХОВАНИЕ


Автомузыка >>

Динамики

архив

Опубликовано: 30.12.2004

Пожалуй, наибольшее влияние на качество звука оказывают именно динамики (громкоговорители). Они различаются по типу, размеру и материалу из которого изготовлены. Существует три основных типа динамиков: широкополосные, коаксиальные и компонентные.

Широкополосные динамики (dual-cone), как правило, недороги и предназначены для воспроизведения широкой полосы частот с помощью одного диффузора (сдвоенного). Частоты здесь в основном средние (как собственно, и само качество звучания).

Коаксиальные динамики стоят дороже и, соответственно, имеют ряд преимуществ по сравнению с широкополосными. Конструкция этих громкоговорителей предполагает наличие в одном корпусе двух диффузоров: вуфера (низкочастотника) и расположенного над ним твитера (высокочастотника), что дает лучшее качество звучания (особенно высоких частот!) по сравнению с широкополосными динамиками.

Иногда производителями применяются не два, а три диффузора в одном корпусе для более качественного воспроизведения каждой полосы частот. Дает ли это реальное улучшение качества звучания - вопрос довольно спорный.

Разнесенные (компонентные) акустические системы - самые дорогие и имеют множество преимуществ по сравнению с широкополосными и коаксиальными громкоговорителями. Основные из них - возможность действительно творческого подхода к установке и более чистое, детальное звучание за счет того, что каждый динамик в компонентной акустической системе отвечает за свой диапазон частот. Поэтому обычно к компонентным аудиосистемам прилагается пассивный (не питаемый) кроссовер - устройство, которое направляет соответствующие частоты к нужному динамику.

Сабвуферы (супернизкочастотные динамики), как следует из самого их названия, предназначены для воспроизведения мощного, глубокого баса. Дело в том, что для обеспечения звучания, соответствующего современным высококачественным головным устройствам, автомобили сегодня буквально нашпигованы громкоговорителями, разбросанными по всему салону. Это делается с целью создания равномерной звуковой сцены. При этом наибольшие трудности в озвучке автомобиля (и здесь он мало чем отличается от обычной жилой комнаты) вызывает качественное воспроизведение низких частот. Наиболее простым и практическим решением проблемы басов является включение в состав автомобильной аудиосистемы сабвуфера, целиком и полностью отвечающего за басовый диапазон звука. Грамотно подобранный сабвуфер заметно повысит качество звучания любой автомобильной аудиосистемы.

Однако у сабвуфера наряду с достоинствами имеются также и недостатки. Например, его частотные характеристики зависят от степени заполнения багажника - дело в том, что динамики этого типа обычно устанавливаются на задней полке, либо на перегородке между салоном и багажником.

Эта особенность монтажа также требует принятия специальных мер по защите диффузора драйвера от механических повреждений, которые могут быть причинены незакрепленным багажом. Поэтому серьезные любители автозвука часто отдают предпочтение корпусным сабвуферам. Спрятанный внутри корпуса громкоговоритель надежно защищен от внешних воздействий. Но, что еще более важно, характеристики сабвуфера в этом варианте можно варьировать в осень широких пределах, изменяя внутренний объем и тип акустического оформления громкоговорителя. Меняя эти параметры можно добиться наилучших результатов.

Наиболее распространены 3 типа акустического оформления корпусных сабвуферов: закрытый корпус, фазоинвертор (открытый корпус) и боксы типа band pass. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, поэтому при выборе нужно определить оптимальный вариант.

Сабвуфер в корпусе закрытого типа наиболее прост по конструкции. В таком акустическом оформлении он излучает звуковые сигналы в широкой полосе частот, что без особых проблем обеспечивает незаметность ?звукового шва? на стыке частотных полос сабвуфера и остальных громкоговорителей.

Но в этом варианте для получения высокого уровня звукового давления на низких частотах требуется очень мощный усилитель. Не случайно сабвуферы закрытого типа имеют большие значения входной мощности: 150-400 Вт.

Для повышения уровня звукового давления на низких частотах имеется испытанное временем конструктивное решение - акустическое оформление типа фазоинвертор. Подъем низов здесь происходит за счет излучения звука столбом воздуха в порт фазоинвертора на частоте его резонанса.

Еще большую чувствительность имеют полосовые сабвуферы (band pass) с весьма сложной конструкцией корпуса. Супернизкочастотники этого типа имеют два (или более) внутренних объема и устанавливаются внутри корпуса на разделяющей стенке. Таким образом фронтальная и тыловая поверхность диффузора нагружены на разные акустические камеры, одна из которых снабжена тоннелем фазоинвертора. В простейшем одинарном сабвуфере band pass имеются всего две акустические камеры, в которых установлен один громкоговоритель (band pass 4-го порядка), а в наиболее сложных конструкциях (трехкамерных сабвуферах 6-го порядка) используются 2 или даже 4 громкоговорителя! Все эти конструктивные "навороты" сделаны с одной-единственной целью - увеличить чувствительность сабвуфера и, соответственно, добиться мощного баса, не наращивая чрезмерно мощность усилителей.

Однако ничто не дается даром, и платой за повышение чувствительности этих сабвуферов стало сужение полосы излучаемых ими частот. Именно поэтому они и получили название "полосовых".

Как видно из этого краткого обзора сабвуферов, существует несколько принципиально разных конструкций их акустического оформления, ориентированных на различные вкусы потребителей. И хотя на выбор конкретной модели динамика влияет множество факторов (например, степень удобства установки в данном салоне автомобиля), некоторые общие выводы напрашиваются сами собой. Если основной вашей целью является максимальное звуковое давление при ограниченной выходной мощности усилителя, то наилучшие результаты вам обеспечат полосовые сабвуферы типа band pass. Если же нужно добиться максимума частот, быстроты и четкости баса, то при наличии достаточно мощного усилителя следует отдать предпочтение супернизкочастотникам в корпусах закрытого типа. В том случае, если можно пожертвовать багажником автомобиля ради достижения высокого качества звучания, достаточно в принципе его задемпфировать звукоизоляционными материалами, сделать отверстия в задней полке и установить на ней сабвуферы - успех будет практически гарантирован.

Характеристики и конструктивные особенности динамиков могут сильно разниться. Стандартные размеры громкоговорителей варьируются от 3,5-дюймовых до 6,5-дюймовых. Реже встречаются громкоговорители нестандартных размеров - от 4х6 до 6х9 дюймов (так называемые "овальные"). Правда, большинство специалистов для установки рекомендуют все-таки "круглые" динамики, считая, что диффузор именно такой формы гарантирует максимум звука при минимуме искажений.

Материалы, из которых изготовлены диффузоры, также разнообразны - бумага, полиламинат, кевлар, полипропилен и т. д. Акустика, по сути - голос системы, поэтому расширение возможностей и правильное размещение громкоговорителей во многом определяет качество звучания. Не слишком впечатляющее звучание штатных динамиков является следствием того, что большинство из них сконструированы для работы в диапазоне между 100 Гц и 10 кГц, и в результате образуются провалы как в полосе самых верхних, так и самых нижних частот. Поэтому многие установщики автомобильной аппаратуры, прежде всего, стараются правильно подобрать и сориентировать в салоне громкоговорители, расширяя тем самым диапазон воспроизводимых частот и улучшая качество звучания в целом.

<<< Качественный звук         Головные устройства >>>

карта сайта | о проекте